Дискриминация, как это ни парадоксально, в 21 веке процветает - в политике, семье, на рынке труда, но в данном случае речь о гендерной дискриминации в образовании.
В Украине положения о равных правах и свободах мужчин и женщин, а также о равных возможностях для их реализации закреплены в Основном законе - данная норма указана в ст. 24 Конституции Украины. Кроме того, в октябре 2012 года был принят закон «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации».
Однако реальная практика пока далека от теории и требований принятых законов. Дискриминация в сфере трудовых отношений (в частности по признакам пола) по-прежнему остается распространенным явлением и проявляется на разных стадиях трудовых отношений: при приеме на работу, при оплате труда и установлении иных условий труда, при продвижении по карьерной лестнице, увольнении и так далее.
Но, казалось бы, работники образования - самая прогрессивная и просвещенная часть общества. Здесь не должно быть места ущемлению, шовинизму и застарелым стереотипам. Но статистика говорит об обратном.
Два мариупольских университета - ПГТУ и МГУ - практически как мужская и женская гимназии. Количество студентов и преподавателей женского пола преобладает в МГУ, а мужского - в ПГТУ. В техническом университете на гуманитарных специальностях также преобладает женский педагогический состав.
Одна из причин феминизации образования - разные модели женского и мужского поведения. Так, в 90-е годы из науки уходили, прежде всего, молодые мужчины - уезжали за границу, уходили в бизнес, в другие, лучше оплачиваемые виды деятельности. Женщины оказались более консервативными, менее динамичными, они не спешили отказываться от научной работы даже в условиях уменьшения оплаты труда. С другой стороны, они стали проявлять большую активность в работе, участвовать в конференциях, поступать в докторантуру, защищать диссертации. Можно сказать, что женщины не столько конкурировали с мужчинами, сколько занимали освобождавшуюся нишу.
В «мужских» секторах занятости, в «мужских науках» женщинам труднее делать карьеру - как академическую, так и административную. К примеру, среди проректоров ПГТУ нет ни одной женщины.
Среди студентов ПГТУ по специальности «социальная работа» 91 % женщин, по специальности «перевод» - 72 %, то по специальности «информационная безопасность» - всего лишь 21 %. Подобная картина наблюдается и в распределении по специальностям аспирантов и докторантов. Доля аспиранток в технических науках - 20 %, физико-математических – 28 %, в филологических – 79 %. Среди докторантов-гуманитариев 79 % женщин, среди математиков и физиков – 21 %.
Зачастую в системе отечественного образования права женщин ущемляются при публикации работ, выполненных совместно с мужчинами. К тому же, женщинам труднее уделять достаточное время науке из-за большой загруженности домашними делами, из-за рождения и воспитания детей. На подготовку докторской диссертации у женщин уходит около 30-35 лет, а у мужчин 20.
Гендерный фактор влияет на положение женщин в науке и образовании, а тем самым на их взгляды. Текущее положение дел давно стало нормой. Тезис "Женщина - хранительница очага" крепко сидит в массовом сознании. Бунтарей, пытающихся его опровергнуть, довольно немного.
На общественные нормы может повлиять лишь информационно-просветительская кампания, гендерное просвещение. Вопрос в том, насколько общество готово к смене многовековых установок, и сколько времени на это уйдет. Насколько быстро это произойдет, зависит в том числе и от каждого из нас - "Дискриминация всегда рано или поздно кончается, но иногда это происходит медленно" (Майкл Каннингем).