Когда весной 2016-го года председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский заявил о реконструкции аэропорта в Мариуполе, на которую собирались потратить 60 млн гривен и сделать ее за полгода, многие задавались вопросом: зачем городу, воздушное пространство над которым закрыто и в котором красный уровень террористической угрозы, открытие аэропорта? Было сказано, что это улучшит ситуацию с гражданским транспортным сообщением, впрочем, бои на южном направлении вряд ли будут способствовать этому.
Впоследствии мэром города Бойченко озвучивалась сумма в 70 млн гривен и назывались планы реконструкции в три этапа. Зимой 2017-го о ней заговорили вновь, а недавно заместитель городского главы Мариуполя Александр Голтвенко на встрече с литовской делегацией заявил о готовности возобновить работу городского аэропорта. По словам чиновника, власти города могут легко восстановить аэропорт, однако открытие воздушного пространства над городом является политическим вопросом, который должен решаться на уровне государства.
В целом, в Мариуполе презентовали Национальную транспортную стратегию Украины до 2030. Мэр Бойченко предложил для успешного развития города реализовать следующие задачи: отремонтировать трассу Запорожье-Мариуполь, увеличить пропускную способность на отрезке Камыш-Заря - Волноваха, сделать более комфортабельными пассажирские перевозки, открыть аэропорт, пустить Интерсити.
Если вернуться к вопросу аэропорта, то заместитель мэра Голтвенко уверен, что из-за перепада высот боевики не смогут обстрелять его, поэтому местная власть считает аэродром безопасным. А его работа решит проблему транспортного сообщения, поскольку в город через "узкое горлышко" невозможно пропускать необходимое количество поездов.
Конечно, если посмотреть на линию разграничения и территории, откуда боевики регулярно обстреливают силы ВСУ, а это Саханка, Безымянное, Азов и так далее, то "Градом" вполне реально достать до аэропорта. Насколько прицельно - это уже вопрос к профессионалам. Дальность стрельбы "Града" - 40 км. Как раз дистанция до аэропорта от Саханки, из которой в 2015-м прилетало по городу, микрорайону "Восточный". Кроме того, террористы довольно часто обстреливают и пригород Мариуполя - Сартану.
Впрочем, кроме угрозы для самого аэропорта, под риском также будут самолеты, которые теоретически будут идти на посадку. Известно, что перед посадкой лайнер осуществляет маневр над Гранитным с резкой потерей высоты. А Гранитное, стоит напомнить, под контролем боевиков "ДНР". И самолет станет легкой мишенью для врага. Придется поломать голову профессионалам в сфере авиации на тем, как изменить маршрут и снизить опасность, если аэродром все же откроют.
Несмотря на то, что боевикам, а главное - России, очень невыгодно сбивать самолеты в сегодняшних условиях, когда агрессор уже под санкциями, и при таких действиях их усиление будет неизбежным, все же не стоит забывать о сбитом летом 2014-го в районе Снежного "Буком"Боинге B-777-200ER, совершавшем рейс Амстердам - Куала-Лумпур. По сути, гражданские самолеты, как и аэродром, будут под постоянной угрозой возможного обстрела.
Поэтому вопрос о том, насколько целесообразным является открытие аэропорта с точки зрения гражданских перелетов, останется открытым еще долго. И людям, которые даже имеют возможность покупать билеты на самолет, придется киснуть в поездах (от Киева до Мариуполя - 18 часов на поезде), или кататься автотранспортом через Бердянск и дальше. Так, желание некоторых продемонстрировать отсутствие городу угрозы со стороны боевиков, которая реально присутствует, может обойтись слишком дорого в том случае, если не сработают дипломатические предохранители. Ибо только благодаря им Мариуполь не является Авдеевкой, которую регулярно обстреливают.
С другой стороны, аэропорт вполне может послужить для военных целей. Во-первых, там до сих пор размещены военные. Во-вторых, в 2014-м году аэродром Мариуполя вместе с Краматорским и Северодонецким сталиключевыми пунктами обороны украинской армии на соответствующих направлениях. Даже когда Мариуполь был временно оккупирован "ДНР", в аэропорту размещались наши военные, и именно с аэропорта началось освобождение города.
Активное использование аэропорта может повысить мобильность и усилить группировку украинской армии в Приморье, а также дать возможность быстрой транспортировки раненых бойцов, соответственно, увеличив количество спасенных жизней. Понятно, что восстановленный аэропорт сможет принимать как минимум Ан-26, не говоря уже о больших Ил-76...
Для военных его реконструкция и использование будут иметь стратегическое значение.