Совсем скоро начало нового учебного года, все активно готовятся к наступлению этого периода. Однако, есть дети, у которых ближе к окончанию летних каникул портится настроение, уровень тревоги становится выше с каждым днем, приближающим их к началу нового школьного года. Связано это с так называемой школьной тревожностью.
Каждому взрослому известно состояние тревоги. Следует отметить, что тревога носит ситуативный характер. Например, если ребенку предстоит выступление с презентацией перед классом, он может испытывать волнение, тревогу, а во время выступления на концерте остается совершенно спокойным.
Тревожность является устойчивым состоянием ребенка. Ребенок волнуется о том, как пройдет контрольная даже, если достаточно хорошо владеет материалом. Каждый раз, когда ему приходится отвечать у доски, он снова сталкивается с тревогой. По дороге в школу ребенок может начать испытывать беспокойство, потому что ему кажется, что он забыл какой-то учебник или не сделал домашнее задание в полном объеме. Тревожность может быть связана не только с учебным процессом, но и с отношением в детском коллективе. Ребенок может беспокоится о негативной оценке учителей или плохого отношения к нему среди детей.
Формированию школьной тревожности способствуют:
– Завышенные требования родителей;
– наказания за недостаточно хорошую оценку;
– излишние учебные нагрузки;
– сложные отношения с педагогами, либо одноклассниками;
– перемена школы или класса;
– слишком частые контрольные.
Школьная тревожность может проявляться
– В излишней старательности ребенка;
– вегетативных проявлениях: ребенок краснеет, испытывает дрожь, ладошки становятся влажными, появляется неприятное ощущение в районе живота;
– в пассивности на уроках;
– невозможностью отвечать на вопрос учителя или у доски (ребенок настолько беспокоится, что не в состоянии воспроизвести даже тот материал, который знает очень хорошо). Также беспокойство может быть связано со страхом быть осмеянным другими учениками;
– различные психосоматические заболевания, частые простуды и различные недомогания;
– рассеянность, снижение концентрации внимания;
– в частых нарушениях дисциплины. Так могут вести себя дети с глубокими страхами. Это легковозбудимые, активные дети. Нередко они выбирают себе роль «клоуна» в классе. Таким образом, пытаются справиться с тревожностью.
Как родителям помочь ребенку, который переживает школьную тревожность.