В промышленных городах велосипедные дорожки ставят на конвейер.
На этой неделе в мариупольском Городском саду торжественно открыли очередную велосипедную дорожку протяженностью почти 600 метров.
Торжественно – потому, что в канун Дня металлурга. Очередную – потому, что прецеденты уже были (достаточно вспомнить аналогичную «трассу» на тротуаре вдоль проспекта Нахимова). Как сообщил секретарь Мариупольского горсовета Андрей Федай, во всех районах города такие велодорожки будут открыты в самое ближайшее время. Они уже есть в Парке 50-летия Победы и на бульваре Хмельницкого.
А в соседнем Донецке уже вынесена на всенародное обсуждение Концепция развития велоинфраструктуры города. Во всяком случае, главное управление Донецкого горсовета по благоустройству и коммунальному обслуживанию в июне предоставило СМИ проект схемы будущих велодорожек на территории Донецка. Предполагается, что велодорожки общей протяженностью 60 километров охватят большинство районов (кроме Петровского, Буденновского и Пролетарского). Первую уже строят на левом берегу Кальмиуса — между бульваром Шевченко и проспектом Ильича. Широкомасштабная реализация Концепции в областном центре запланирована на следующий год (после обсуждения с населением).
Эти факты подтверждают, что жители Донбасса все чаще выбирают велосипед. Помимо традиционного велоспорта и велотуризма развиваются более оригинальные разновидности. Например такие, как CROSS COUNTRY (смотрите Бонус), соревнования по которому буквально вчера прошли в мариупольском левобережном парке им.Лепорского.
Если велоэкстрим популярен в основном среди молодежи, то обычные прогулки на «двухколесном коне» пользуется популярностью и у людей постарше. Сергей Валентинович отметил 50-летие в мае. Работает на одном из мариупольских предприятий и ежедневно проводит за компьютером часов восемь, а то и больше. «Врачи прописали велосипед еще пять лет назад. – рассказывает i24.com.ua Сергей, - я прислушался сразу и не пожалел. На выходных стараюсь выезжать за город, постепенно протяженность маршрута увеличивается. Пока что мой самый дальний велопоход – Мариуполь-Бердянск-Мариуполь, но это только пока». Колесит он не в одиночку, а в сопровождении единомышленников. «Это целая субкультура, - делится Сергей, - мы планируем маршруты, тщательно готовимся, в случае ЧП на трассе товарищи всегда помогут, в общем, вместе проводим свободное время». За рулем Сергей может позволить себе стакан или бутылку пива. Хотя правильнее сказать не за рулем, а во время привала: «Выедем в лес, разведем костер, нажарим сосисок, под них могу выпить чуть-чуть пива. Но никто не объедается, а тем более не заливается алкоголем. Главное – не это, а возможность отдохнуть от городского шума, проверить себя и посмотреть на нашу красивую природу».
Открытие велодорожек в городах Сергей оценивает сдержанно: «С одной стороны, мы педали крутим для того, чтобы вырваться подальше от этих труб и выхлопных газов. С другой, может кто-то, у кого есть и машина, и велосипед, будет чаще пользоваться двухколесным транспортом – и то городу облегчение».
А вот 20-летний дончанин Вадим настроен более оптимистично. «Хороший «велик» – удовольствие не дешевое, - говорит он I24.com.ua, - тысячи три-четыре минимум. Но ведь машину за такие деньги не купишь. А велосипед и удобнее, и, по моему мнению, безопаснее. А если велодорожки во всех районах сделают, людей это привлечет. У кого-то и сознательность включится – ведь «велик» и для здоровья полезен, и небо не коптит».
Как бы там ни было, развитие «велоинфраструктуры» промышленных городов – это плюс. И если Донбасс хотя бы чуть-чуть пересядет на велосипед – хуже для экологии, а значит и для его жителей, точно не будет.
Бонус.
Кросс-ка́нтри (англ. cross-country) — одна из спортивных дисциплин в маунтинбайке (горном велосипеде), гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъемами, скоростными и техническими участками. Трасса включает в себя как естественные, так и искусственные препятствия, в настоящее время получают распространение элементы из других экстремальных видов маунтинбайка, таких как даунхилл, нортшор и 4х. Трассы мирового кросс-кантри становятся сложнее с каждым годом.
Соревнования по кросс-кантри проходят на трассах шорт-трек (длина трассы 2—5 км, обычно 6—10 кругов), классического кросс-кантри (продолжительность гонки от 1:30 до 2 часов, обычно длина трассы 5—9 км, 3—7 кругов), марафона и т. д.
В 1996 году кросс-кантри (в классическом варианте, называемом олимпийский кросс-кантри (XCO)) стало олимпийским видом спорта (единственная из дисциплин маунтинбайка)[1]. Кросс-кантри в силу своей доступности и относительно низкой травматичности — самая популярная дисциплина в велоспорте[2].
Для кросс-кантри обычно используется горный велосипед с прочной и легкой рамой (с одной или двумя подвесками), с контактными педалями, позволяющими фиксировать ногу гонщика, с дисковыми или ободными тормозами. На соревнованиях обязательно использование шлема, защищающего голову участника.