Похоже, ТТУ действительно пытается соперничать с частниками.
Сегодня в 7.12 на мариупольском маршруте №107 «ПМР Черемушки- Железнодорожный вокзал» впервые появился автобус Трамвайно-троллейбусного управления. Уже в первый день ПАЗик коммунального предприятия составил определенную конкуренцию частным «Богданам», в которых перевозят пассажиров за 2,50 грн и признают далеко не все льготы. Дело в том, что автобус ТТУ работает в так называемом обычном режиме (такие в Мариуполе еще именуют гуманитарными) и стоимость проезда в нем равна трамвайно-троллейбусной – 1,50 грн.
А уже в 8.24 корреспондент i24.com.ua сел на 107-й ПАЗик все на тех же Черемушках и смог понаблюдать за рейсом № 2 изнутри. На Черемушках в салон зашло всего восемь пассажиров, половина из которых – пенсионного возраста и проезд, соответственно, не оплачивают. Знакомимся с водителем автобуса-дебютанта. Петр рассказывает, что пассажиров сегодня с утра было немного, и это легко объясняется: о гуманитарном рейсе на 107-м маршруте люди еще просто не знают.
На разговоры с журналистом водитель отвлекаться не может – внимательно следит за соблюдением графика движения едва ли не поостановочно: все-таки первый день на этом маршруте. Говорит, что когда-то давно здесь уже работал льготный рейс, но когда точно – вспомнить не может. Изучаю график движения, расписанный на тетрадном листке в клетку (кстати, перерыв в нем с 10.48 до 13.10), и пересаживаюсь ближе к пока еще немногочисленным пассажирам.
Пенсионерка Марина
Степановна рассказала i24.com.ua, что о появлении нового льготного
рейса не знала: «Сегодня собралась на центральный рынок, вышла на остановку,
смотрю какой-то автобус непривычный для 107-го. Оказалось, что пенсионерам
бесплатно. Очень хорошо, ведь наши Черемушки таким транспортом не избалованы, а
маршрутками за 2,50 в город не наездишься».
Между тем, автобус спускается на Лунина, и сначала на ТФД, а потом на «пятачке» наполняется новыми пассажирами. А на остановке «улица Морских десантников» в салоне практически не остается сидячих мест.
Народ передает за проезд и удивляется, что нужно платить на гривню меньше. Бабушка протягивает водителю удостоверение с гривней (Прим. автора – фишка некоторых мариупольских маршруток, в которых с детей войны и некоторых других категорий льготников сдирают хотя бы гривню). Когда узнает, что платить ни детям войны, ни пенсионерам не нужно – выглядит шокированной. Девушка протягивает «пятерку» и говорит, что ей один полный билет и один за гривню (еще за одного ребенка войны). Водитель терпеливо объясняет, что платить льготникам не нужно, а полный – это всего гривня пятьдесят. Девушка берет сдачу, и уже сидя кому-то звонит и делиться новостью: «Представляешь, на 107-м появился автобус за гривню пятьдесят. Да, до самого вокзала идет».
Именно на железнодорожный вокзал едет и целая группа, видимо, хорошо отдохнувших в Приазовье, загорелых дам. В ПАЗик они садятся с большими дорожными сумками и наполняемость салона приближается к отметке «тесно». Выхожу на площади Ленинского комсомола, оставляя в автобусе 21 пассажира самого разного возраста.
До сегодняшнего дня автобусы ПАЗ Мариупольского ТТУ обслуживали в основном маршруты, которые можно считать «коммерчески непривлекательными», выполняя при этом важную социальную роль – бесплатно перевозя дискриминируемых в маршрутных такси льготников в районы, недоступные для электротранспорта. Например, именно такой ПАЗ обслуживает когда-то очень многолюдный 61-й маршрут в аэропорт. 58-й и 65-й автобусы дают дополнительную возможность попасть в Старый Крым и «Зирку», есть рейсы на Песчанку и другие мариупольские окраины. А "тройка" связывает центральный рынок со Слободкой и Гаванью.
Правда, такие перевозки ТТУ особых дивидендов не приносят, ведь большинство пассажиров – пенсионеры и другие бесплатники. Теперь ситуация может измениться.
Как рассказал сегодня i24.com.ua Виталий Симоненко, начальник Мариупольского трамвайно-троллейбусного управления, ПАЗ на 107-м маршруте появился в результате договоренности, достигнутой с транспортным отделом горсовета. Фактически ТТУ дали маршрут, на котором можно заработать. Пока что это первый такой автобус, но учитывая, что есть стратегическая цель сделать ТТУ основным перевозчиком в городе, конкуренция автобусов управления с маршрутками будет расширяться.
Всего в автопарке трамвайно-троллейбусного управления Мариуполя – 18 ПАЗов, а сегодня на линию вышло 14.
Кстати, перерыв на обед у водителя Петра уже давно закончился и его ПАЗик сейчас снова на 107-м маршруте. А перевозить пассажиров сегодня и каждый день он будет до 18.00, финишируя в то время на Черемушках.