По мнению Комитета, сообщает Forbes, ритейлеры договорились об антиконкурентных согласованных действиях, результатом чего стало повышение цен на продукты питания в 2010-2011 годах. Ведомство намерено оштрафовать 18 компаний сразу по двум пунктам претензий, причем каждый из них может обойтись сетям в максимальные 10% от оборота за предыдущий год. Это – 13,4 млрд гривень в пересчете на финрезультаты лишь шести крупнейших ритейлеров, и около 20 млрд гривень в целом.
Предварительные выводы расследования – более чем двухсотстраничный документ – были разосланы компаниям в начале прошлой недели. Ритейлеры подтверждают факт получения документов. «Мы выявили и разоблачили картель», – заявил в пятницу в разговоре с Forbes замглавы АМКУ Рафаэль Кузьмин.
По мнению специалистов ведомства, большие торговые сети нарушили антимонопольное законодательство сразу по двум параметрам. Во-первых, они согласовывали между собой формат работы с поставщиками, что ущемляло интересы последних.
«По мнению АМКУ, сети не могут детально объяснить экономическую обоснованность стоимости этих услуг. К примеру, почему за маркетинговые услуги платится именно 3% или, скажем, 10% от стоимости товара», – подчеркивает партнер МЮФ Integrites Александр Алексеенко.
Наравне с розницей фигурантом расследования является исследовательская компания AC Nielsen. Вторая претензия АМКУ – 18 крупных торговых сетей создали картель, в центре которого находится AC Nielsen.
Рафаэль Кузьмин поясняет: «Картель обменивается между собой информацией, что приводит к согласованию цен, и вследствие этого – к одновременному необоснованному повышению стоимости товаров». «Претензия к Nielsen состоит в том, что она собирает информацию с сетей, и без особой обработки рассылает эти данные по рынку. Это, по мнению Комитета, дает сетям возможность согласовывать свое поведение», – констатирует Алексеенко.
В итоге по каждому из двух пунктов претензий АМКУ предлагает наложить на компании штраф в размере до 10% выручки за 2012 год. То есть всего до 20% от оборота каждого из фигурантов расследования.
Nielsen, в отличие от ритейлеров, финансовые санкции не грозят, по крайней мере, на текущем этапе. Ее АМКУ лишь планирует обязать «прекратить сбор и распространение информации, которая приводит к ограничению конкуренции на рынках Украины».