Конечно, все дети разные и семьи, в которых они живут, тоже. Но есть ряд простых правил для режима первоклашки, с которым ребенку будет легче адаптироваться к школе и повысить свою успеваемость.
Самое важное - стабильность.
Ребенок должен ложиться спать в определенное время, вовремя завтракать, обедать и ужинать, примерно в одно время гулять и делать уроки. Такой стабильный режим в период стресса при адаптации к новым условиям является определенным сигналом для организма: все в порядке, ситуация штатная, неожиданностей не ожидается, можно успокоиться. А успокоиться – важно.
Конкретных рекомендаций по организации режима дня не так много, ведь это зависит от индивидуальности ребенка, в том числе его биологических часов. Кому-то проще сделать домашнее задание практически сразу после школы, а потом уже отдыхать, кому-то же, наоборот, нужен длительный отдых после школьных занятий и т.д.
Сон
Ребенок должен прийти в школу выспавшимся и отдохнувшим. Следует встать минимум за час до выхода из дома, чтобы без суеты умыться, собраться, позавтракать, настроиться на будущий день. Выйти из дома тоже желательно с запасом, чтобы до школы не бежать, а прогуляться, чтобы до звонка иметь возможность перекинуться парой слов с приятелями, спокойно разложить тетради и учебники.
Спать ребенок в этом возрасте должен не менее 10-11 часов. Соответственно, ложиться спать нужно довольно рано. У некоторых детей с этим возникают сложности, когда стресс адаптации влияет на сон, другие же, наоборот, к удивлению родителей, сами быстро и крепко засыпают, только добравшись до кровати (дневная нагрузка сказывается). Если день ото дня проявляются сложности со сном, необходимо обратиться к врачу, который пропишет ребенку мягкие успокоительные. Достаточно спать в период адаптации крайне важно.
Некоторым детям проще, когда их каждое утро будит мама ласковыми словами, другим — просыпаться по будильнику. При этом дети ценят, когда им дарят их собственный будильник, на котором они сами устанавливают мелодию звонка, сами его заводят каждый вечер. Еще один способ пробуждения – включить погромче радио или музыку. Каждому ребенку подойдет свой вариант.
Так или иначе, момент пробуждения не должен становиться для малыша стрессом. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это не вредность, это его естественная реакция, его оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
Вместо того чтобы торопить, лучше сказать ребенку, когда он должен закончить то, что делает. Например: «Через 10 минут тебе надо выходить» или «Уже 7:30, через 10 минут мы должны закончить завтрак и начать обуваться и надевать куртку». Важно, чтобы эти слова звучали как констатация факта, без лишних эмоций и раздражения.
Ложиться спать тоже необходимо в определенное время, причем соблюдать этот режим желательно и в выходные. Перед сном не следует играть в шумные игры, заниматься спортом, делать домашнее задание.
То, что ребенок недосыпает, всегда заметно по тому, как вечером им овладевает вялость, раздражительность, учащаются капризы, слезливость, все труднее сосредоточиться на интеллектуальных задачах.
Утро школьника
Среди утренних процедур должна занять место небольшая физическая разминка. Необязательно делать целый комплекс упражнений, достаточно нескольких на растяжку, элементов дыхательной гимнастики. Смысл в том, чтобы разбудить тело. Это поможет и приобрести аппетит, ведь первокласснику важно с утра позавтракать (даже если в школе предусмотрен завтрак, на фоне нервного напряжения многим первоклашкам кусок в рот не лезет).
Утренние процедуры должны проходить без суеты, в привычном порядке, сопровождаясь положительными эмоциями.
Сборы в школу лучше проводить с вечера. Важно помогать ребенку первое время, чтобы он ничего не забыл. Ведь для него собирать портфель и готовить вещи для завтрашнего дня – это абсолютно новая деятельность! Ему никогда не приходилось заниматься этим раньше.
Когда режим стабилизируется, рекомендуется обозначить его письменно. Пусть ребенок сам красочно напишет его, подрисовав картинки для наглядности. После чего можно повесить этот плакат рядом с рабочим столом ребенка, убедившись, что рядом есть часы. Так он будет с удовольствием сам отслеживать соблюдение принятого распорядка. Это будет близко и понятно первоклашке, ведь в школе занятия тоже строятся по строгому расписанию.