А на руках у жителей столицы немало поддельных жетонов
Одним из видов коллекционирования является собирательство проездных документов на метро. Подвержены ему, как жители осчастливленных метрополитеном городов (в Украине это Киев, Харьков и Днепропетровск), так и других населенных пунктов. Есть такие коллекционеры и в Мариуполе. А насколько масштабными могут быть их коллекции, можно судить по нижеприведенному материалу http://www.metromuseum.su , который рассказывает о жетонах и билетах только одного метрополитена - Киевского:
В советское время, как и во многих других метрополитенах, в киевском для контроля разового прохода использовались монеты и бумажные билеты.
В первые дни работы для прохода использовались символические пригласительный билеты, как именные (непосредственно 6 ноября), так и на предъявителя.
С 1960 года устанавливается стоимость проезда в 50 копеек, а после денежной реформы — 5 копеек, которая сохраняется три с половиной десятилетия.
Не смотря на то, что с примерно 1961 года в метрополитенах Союза СССР началась промышленная эксплуатация турникетов, разовые билеты сохранялись еще очень длительное время, хотя и были малочисленными. Хотя монеты есть у всех и их легко считать машинным способом, они не очень удобны для метро — стоимость проезда определяется номиналом монеты, поэтому сколь-либо гибко менять ее становится проблематично без переделки монетоприемников турникетов.
Поэтому, в начале 90-х годов в условиях гиперинфляции в метро ненадолго пришлось отказаться от турникетов вообще, организовав проход по бумажных талонам. Наконец, позднее им на смену пришли жетоны, которые прошли эволюцию от металлических до полимерных разных типов. В будущем жетоны планируют оставить, но снабдить электронной начинкой.
Бумажные билеты
Известны четыре типа советских бумажных билетов, не считая специальных. Однако, вспоминая разнообразие московских и ленинградских тех времен, допускаем, что их было все же больше.
Металлические жетоны
Жетоны для оплаты проезда в киевском метро впервые введены в 1994 году. Их существует два типа, каждый из которых имеет несколько разновидностей.
Синие пластиковые жетоны сменили металлические в 1996 году, когда оплата проезда была поднята до 30 копеек. 19 марта 2000 года их сменили зеленые, которые прослужили до 2010 года — затем в обращение были вновь введены синие — частично старого выпуска, частично — нового.
По мнению коллекционеров, существует окло 30 разновидностей полимерных жетонов киевского метро.
Помимо зеленых и синих, существуют жетоны метро нестандартных цветов, правда, о их происхождении однозначного мнения нет. Чаще всего встречается версия, что это пробники для подбора цвета, теста штампов изготовителя и валидаторов турникетов, впрочем, это не объясняет, почему в природе их существует достаточно много. Куда вероятнее, что это подделки.