Кипучая энергия, профессионализм, блестящие организаторские способности заслуженного деятеля искусств Украины Василия Крячка известны в музыкальной среде по всей Украине и даже за рубежом. Он совершил невероятное: не только создал, но и без какой-либо поддержки сумел удержать и, как сейчас говорят, «раскрутить» коллектив абсолютно некоммерческой направленности.
Появившийся 30 лет назад ансамбль старинной музыки «Ренессанс» ныне неотъемлемая часть музыкальной жизни города, один из «китов» мариупольской филармонии. Кроме того, Василий Крячок исполняет обязанности директора Мариупольской камерной филармонии, которая официально появилась в городе в мае 2018 года.
Коротко о главном
Василий Крячок родился 1 марта 1954 года в селе Полянецкое, неподалеку от Умани. Музыкальное образование получил в Уманском музыкальном училище и Астраханской государственной консерватории, оба диплома – тромбониста. Профессиональную деятельность начинал в Мариуполе как преподаватель музыкальной школы, позже – музыкального училища.
Вместе с супругой, скрипачкой Ларисой Галла, был зачислен по контракту в группу советских войск в Германии, в военный оркестр, где с 1982 по 1988 год работал в разных музыкальных должностях, в том числе и дирижером.
Вернувшись в Мариуполь, мечтал создать первый в городе оркестр, профессионально исполняющий классическую музыку. 17 апреля 1989 года был основан ансамбль старинной музыки «Ренессанс», в который вошли 15 молодых преподавателей. Ныне в составе камерного оркестра около 30 солистов, «Ренессанс» меняется, обретая новое, более глубокое звучание.
Человек-оркестр
Становление нового коллектива пришлось на начало 90-х годов, чтобы выстоять в столь сложный период, музыкантам пришлось здорово потрудиться. Разумеется, и лидеру недостаточно было работать только с дирижерской палочкой: дирижер лишь руководит процессом разучивания и исполнения ансамблевой музыки, от него зависит качество звучания и слаженность работы команды.
Но это только часть забот: кто-то должен выполнять аранжировки и инструментовки, договариваться об аренде концертных залов, беспокоиться о том, чтобы напечатали афиши, распространили билеты, налаживать сотрудничество с другими музыкантами и артистами… Василий Крячок брался за все. Современные музыканты с трудом представляют себе, каково это – писать от руки такое количество нотных партитур, без компьютерных нотных редакторов. Благодаря редкому сочетанию абсолютного слуха, коммуникабельности, умению организовывать и планировать время, он долгое время обходился без помощников.
Лишь потом, когда оркестр уже завоевал своего зрителя, у него появился директор – Диана Трима, ныне директор департамента культурно-общественного развития горсовета. «Постоянное движение вперед, новые и новые произведения, творческие проекты – при этом «Ренессанс» всегда держал высокую планку, не опускаясь до «попсы», – отмечает Диана Трима. – Такое развитие коллектива было бы невозможным, если бы не качества Василия Михайловича: перфекционизм, ответственность, требовательность к себе и другим».
«Ренессанс» – активно концертирующий коллектив. Наработан огромный репертуар, выступления приглашенных иногородних солистов – инструменталистов и вокалистов уже стали обычной практикой. Оркестр исполняет инструментальную классику, фрагменты опер и оперетт, романсы, экспериментирует, совмещая музыку с поэзией в литературно-музыкальных композициях («Евгений Онегин», «Метель», «Кармен», «Мать» и другие) с участием известных актеров драматического театра.
Музыкальная «визитка» Мариуполя
У Василия Крячка – обширнейшие профессиональные связи, позволяющие воплощать многие смелые проекты. Наглядный пример: в конце прошлого года он в короткий срок организовал сборный симфонический оркестр для гастролей по Италии, в котором половина солистов была из «Ренессанса», половина – из разных регионов Украины.
Уже много лет подряд с «Ренессансом» выступает лауреат международных конкурсов скрипач Остап Шутко. Львовский виртуоз называет мариупольского дирижера уникумом: «Напевно, лише така ненормальна, схиблена на музиці людина змогла зробити неймовірне – створити оркестр, а згодом – дати поштовх до створення камерної філармонії. За 27 років в Україні це перша відкрита філармонія – у Маріуполі! А «Музичний листопад» взагалі немає аналогів. Жоден оркестр не погодився б кілька днів грати з дітьми, тим більше не обмежуючи вибір музичних творів. На таких, як Василь Михайлович, тримається не лише культура, а й суспільство».
Напомним, уже восемь лет подряд каждый ноябрь в Мариуполь со всей Украины съезжаются юные музыканты, чтобы получить шанс сыграть с оркестром «Ренессанс» на всеукраинском фестивале-конкурсе «Музичний листопад».
Новая страница истории
30 лет – срок немалый, тем не менее и сейчас в составе оркестра есть музыканты из его первого состава – скрипачки Лариса Галла и Наталья Ляшенко. Постепенно в коллектив вливается молодежь, но «текучка» кадров для «Ренессанса» никогда не была характерна, подчеркивает сам Василий Крячок. Меняется оркестр, более музыкальным стал и Мариуполь, во многом благодаря появлению филармонии с вместительным концертным залом и отличной акустикой – в здании бывшего Дворца культуры коксохимзавода.
«Благодаря облицовке гипсовыми плитами в нашем зале звук не «гуляет», со сцены хорошо слышен даже шепот. Синтетические материалы не дают такой акустики, – пояснил директор ДК «Маркохим» Виталий Новаченко. – Кроме того, у нас самые удобные в городе кресла эргономического дизайна – в них можно провести хоть три часа. Наше партнерство с филармонией и лично с Василием Михайловичем складывается удачно и плодотворно. Уверен, впереди у нас много интересного!»
Планы подтверждают: год обещает новые сюрпризы ценителям классической музыки. Но сегодня в центре внимания юбиляр: коллеги по оркестру и филармонии, мариупольские музыканты и исполнители из других городов, музыкальные педагоги, поклонники творчества, друзья – все желают Василию Михайловичу оставаться таким же деятельным и оптимистичным, а также крепкого здоровья, семейного тепла и, конечно, новых творческих проектов.