Бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис в своей статье для Project Syndicate об итогах 2020-го:
1. В 2020 году мы обнаружили, что правительства предпочли не использовать свои огромные полномочия, чтобы не мешать самым богатым обогащаться за счет глобализации.
2. Правительства, которые заявляли о своей несостоятельности заплатить за больницу или школу, внезапно обнаружили уйму денег для оплаты сокращений и увольнений, национализации железных дорог, выкупа авиакомпаний, поддержки автопроизводителей. И финансовые рынки праздновали вместо того, чтобы устраивать истерики по поводу таких расходов государств.
3. Платежеспособность - это политическое решение, по крайней мере, для богатых стран Запада. Еще в 2015 году государственный долг Греции в размере 320 миллиардов евро (392 миллиарда долларов) превышал национальный доход всего на 176 миллиардов евро. Проблемы страны были на первых полосах газет всего мира, а европейские лидеры сетовали на нашу несостоятельность. Сегодня, в разгар пандемии, которая ухудшила состояние экономики, Греция уже не называется ЕС проблемой, хотя наш государственный долг на 33 миллиарда евро выше, а наш доход на 13 миллиардов евро ниже, чем в 2015 году. Европейские державы решили объявить Грецию платежеспособной. Пока греки избирают правительства, которые последовательно передают безграничной олигархии все, что осталось, Европейский центральный банк будет покупать столько греческих государственных облигаций, сколько необходимо, - чтобы скрыть неплатежеспособность страны.
4. Наблюдаемые нами горы концентрированного частного богатства имеют очень мало общего с предпринимательством. Я не сомневаюсь, что Джефф Безос, Илон Маск или Уоррен Баффет умеют зарабатывать деньги и управлять рынками. Но лишь крошечный процент их прибыли является результатом создания добавочной стоимости. С середины марта состояния 614 миллиардеров Америки увеличились на 931 миллиард долларов, - не в результате каких-либо инноваций или изобретательности. Они стали богаче просто во сне, когда центральные банки наводнили финансовую систему искусственными деньгами, что привело к резкому росту цен на их активы.
5. Капитализма больше нет. Освобожденные от конкуренции, колоссальные платформенные компании, такие как Amazon, удивительно хорошо справились с его заменой на что-то, напоминающее техно-феодализм.
Будьте в курсе событий, следите за новостями i24.com.ua в Telegram.