Почему у одних детей успеваемость в школе на высоком уровне, а у других не очень? Бытует мнение, что школьная успешность ребенка зависит от его умственных способностей, заложенных в генах, и таких располагающих к обучению черт характера, как усидчивость, ответственность, внимательность, самодисциплина, упорство и т.п., которых тоже относят, чуть ли не к врожденным качествам. Все это так, но отчасти, и не столь категорично.
Специальные генетические исследования, проведенные учеными, показали, что процентное соотношение врожденных и приобретенных качеств характера, склонностей и способностей личности равняется примерно 40:60. Причем многие положительные черты характера, полезные для обучения, а также последующей успешной взрослой жизни ребенка, можно формировать целенаправленно, а отрицательные «склонности», например, лень, пассивность, преодолевать или компенсировать.
И первое, что будет способствовать решению этих непростых задач – развитие у школьников познавательного интереса и деятельности. Ведь даже взрослым людям трудно делать то, что им неинтересно, к чему их принуждают какие-то обстоятельства, например, нелюбимая работа. То же самое происходит и с детьми, причем в более выраженной форме.
Что способствует развитию познавательного интереса и деятельности
Школьные методисты рекомендуют развивать у учеников память, воспитывать прилежание. И это действительно нужно, чтобы учащиеся могли уяснить урок, то есть понять и запомнить новую, порой сложную для них учебную информацию. Но даже слабые ученики, которые жалуются на «плохую память», запоминают на все 100% интересные для них сведения, охотно овладевают умениями, дающими явную пользу в практической жизни.
Психологи отмечают, что бездумное запоминание информации задействует механическую память. Ее действительно можно расширять, развивать, но ее содержимое хранится мозгом недолго. А вот когда что-то интересно, полезно, мозг работает иначе – активно включается образная память, прочно запоминающая даже детали. Поэтому в современных школах особенное внимание уделяется развитию познавательного интереса и деятельности у школьников.
Этому способствуют интерактивные методы обучения, выполнение практических (лабораторных) работ, использование на уроках технических и наглядных средств, с помощью которых у детей оживляется интерес к изучаемому материалу, приобретаются полезные умения и навыки, а словесное изложение учителем сложных теоретических положений становится гораздо понятнее.
Оснащение предметных кабинетов средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) (http://labora.com.ua/), демонстрационными моделями, которые помогают создавать яркие зрительные образы «вещей» и показывают принцип их действия, а также другими необходимыми наглядными учебными пособиями – залог результативной, творческой работы учителя и успешного овладения знаниями школьниками.
В «Лаборе» (http://labora.com.ua) – магазине современного учебного оборудования для новой украинской школы, имеющего собственные производственные мощности, можно заказать и купить оборудование, а также наглядные средства обучения для начальных классов и кабинетов разных школьных дисциплин.