Накануне, 4 октября, президент Украины Петр Порошенко подал в Верховную Раду два законопроекта, обозначены как неотложные. Они должны способствовать урегулированию ситуации на Донбассе и определяют политику Киева по неподконтрольных ему районов Донецкой и Луганской областей. Эти территории называются оккупированными, а Россия - страной-агрессором. Минские договоренности закрепляются как приоритетные для восстановления территориальной целостности Украины. И еще на год продлевается действие закона об особом статусе местного самоуправления на оккупированных территориях Донбасса.
АТО по-новому
В представленных президентом законопроектах уже нет понятия "проведение Антитеррористической операции". Зато АТО заменено формулировкой "осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях".
Военные учения ВСУ неподалеку Мариуполя, август 2016
Густав Ґрессель (Gustav Gressel) из Европейского совета по международным отношениям (ECFR) в интервью DW соглашается, что это уже давно следовало сделать. "АТО больше подпадает под сценарий гражданской войны. Но это не гражданская война. Поэтому лучше использовать другие, более подходящие формулировки относительно того, с кем происходит конфликт. В 2014-м при тех обстоятельствах, когда фактически не было армии, назвали происходящее на Востоке Украины, антитеррористическая операция. Но позже, когда начались уже настоящие военные операции, обычная война - срок АТО уже не соответствовал действительности ", - считает эксперт.
Аналитик Центра Карнеги, который специализируется на исследовании Украины и Восточной Европы, Балаж Ярабик также поддерживает изменения по АТО, но подчеркивает, что это не меняет ситуацию с конфликтом, статус территорий или изменение украинской политики. "Сюрприза нет у законопроектам. Это то, как видит Украину конфликт и его решение. Россию назвали агрессором, а сепаратистские силы - российскими оккупационными силами. Но остальные преимущественно косметические риторические изменения", - убежден он.
Миротворцы в Донбассе
Предложенные в президентских законопроектах положения, в частности о признании России агрессором, усилят переговорные позиции Украины и сделают невозможным участие РФ и ее представителей в возможной миротворческой миссии ООН в Донбассе , считают в Киеве.
"Голубые каски" - миротворцы ООН
Впрочем, Густав Ґрессель напоминает, что в этой миссии могут участвовать только страны, которые не имеют территориальных противоречий с Украиной. "Это автоматически не позволяет приобщиться России через аннексию Крыма. Не может быть мандата для РФ, чтобы отправить или легализовать свои войска в Украину. В Грузии был мандат у россиян от СНГ на миротворческую миссию и 2008 года все увидели, какой там мир. в ООН и так все, кроме РФ, понимают, что российские представители не могут быть в составе миротворческой миссии ", - отмечает эксперт.
Балаж Ярабик также подчеркивает, что украинский закон не имеет прямого влияния на то, как должен выглядеть миротворческая миссия, и без этих инициатив Киева не допустили бы российских миротворцев на украинскую территорию. "Не думаю, что в ООН поверили российским солдатам. Россия заявляет, что она не являющегося стороной конфликта и непосредственно не участвует в нем, но все знают, что она так или иначе все равно задействована. Я думаю, что это более важно для внутренних украинских дебатов, чем даст какую-то существенное преимущество на международном уровне ", - убежден он.
Отвлечения внимания от критики?
Предыдущий закон об особом статусе местного самоуправления на оккупированных территориях Донбасса вступил в силу 18 октября 2014. Срок его действия - три года. Соответственно этому году нужно было продлить его действие, чтобы процесс мирного урегулирования и в дальнейшем мог продолжаться, а также чтобы была возможность развернуть на Донбассе миротворческую миссию ООН. Еще один президентский законопроект определяет политику Киева в отношении оккупированных территорий.
Опрошенные DW эксперты, кроме этих процедурных причин, также видят и внутренние мотивы о том, почему именно сейчас было инициировано эти законопроекты. "С одной стороны, это реакция на попытки России заморозить конфликт. Но с другой - это связано и с внутренней политикой, чтобы отвлечь внимание от критики в отношении недостаточного проведения реформ и борьбы с коррупцией", - считает Густав Ґрессель.
Аналитик Центра Карнеги Балаж Ярабик надеется, что главная цель законопроектов - не смещение внимания, ведь новый закон все равно был нужен на смену старому, и напоминает о рисках. Прежде всего экономические. "Украина пытается подчеркнуть роль России и это очевидно, что в Киеве уже предвыборный состояние и патриотические месседжи крайне важны. Поэтому, является попытка использовать этот закон для внутренних нужд. Но чем больше вы подчеркиваете, что сражаетесь с Россией - тем меньше иностранных инвесторов захотят вкладывать в Украине. Политически от этого можно что-то выиграть, но не экономически ", - предостерегает Балаж Ярабик.
Реалии Донбасса в юридическую форму
Вильфрид Ильґе, эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP)
Главная задача законопроектов, который уже давно назрел - это законодательно урегулировать ситуацию вокруг конфликта на Востоке Украины, чтобы реалии Донбасса были оформлены юридически. Это подчеркивает в интервью DW эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP) Вильфрид Ильґе. По его мнению, законопроекты позволяют продлить минский процесс и это важно для западных партнеров Украины.
"Особое значение, например, для Германии имеет статья 6 о защите прав и свобод граждан Украины на временно оккупированных территориях и содействие их социально-экономическим и гуманитарным потребностям. Это важный сигнал, что Украина не отказывается от Донбасса, а способствовать воссоединению, а НЕ отторжению и будет проводить реинтеграцию, возвращать свои территории ", - считает Вильфрид Ильґе. При этом он отмечает, что есть много деталей и нюансов в законопроекте, еще надо проверить, так как "дьявол кроется в деталях".
Опрошенные DW эксперты также обращают внимание на то, что президентский законопроект фактически легитимизирует минские договоренности, которые не являются источником международного права, и еще надо просчитывать риски для Украины от такого шага.