Почему в Мариуполе одни из самых высоких тарифов на проезд в стране, а в суде их не оспаривают?
Жители столицы Приазовья за много лет привыкли к стенаниям автоперевозчиков по поводу неадекватности стоимости проезда в маршрутках и расходов транспортников на ГСМ, ремонты, откаты и прочие жизненно необходимые для мариупольского бизнеса вещи. Если верить в эту хроническую убыточность, то выходит, что уже многие годы мариупольцев в этих самых маршрутных такси перевозят исключительно из альтруистических соображений. И только время от времени этот альтруизм вознаграждается "незначительным" повышением тарифов на проезд, планку которых поднимает исполнительный комитет Мариупольского горсовета.
На фото i24.com.ua: в Мариуполе маршрутки давно уже оттеснили электротранспорт на обочину.
Напомним, что в последний раз эту планочку (до 4 гривень) члены исполкома подняли нынешней весной (само подорожание "состоялось" с 1 июня), аккурат, в разгар "днровских" времен. То ли действительно перевозчиков особенно "прихватило" в этот момент, то ли бардак в городе послужил хорошим фоном, чтобы люди не придавали слишком большого значения подорожанию - однозначно сказать нельзя. Но факт остается фактом - пересматривать решение исполкома оккупационной поры никто не торопится.
Также напомним, что перед этим цены на проезд вмаршрутках в Мариуполе поднимали с 1 декабря 2013 года. "За" тогда были члены исполкома и перевозчики, позицию "против" активно и публично высказали пикетировавшие тогда еще целое здание горсовета коммунисты.
На фото i24.com.ua: в ноябре членов исполкома Марсовета требовали пересадить. На общественный транспорт.
Мариупольцы, конечно, привыкли бы и терпеливо переносили хронические повышения тарифа на проезд в условиях не менее хронического экономического кризиса (что при прежней власти, что при новой), если бы не одно НО... Жители столицы Приазовья живут не в вакууме, общаются с родными и знакомыми в других городах страны, пользуются Интернетом, и время от времени прознают, что кое-где за пределами родного Мариуполя тарифы в таких же маршрутках не только меньше "по жизни", но они еще и иногда снижаются!
Вот, что сообщала на этой неделе "Сегодня": "Киевлян, которые пользуются услугами маршрутных такси, ждало приятное удивление: в некоторых автобусах, где до этого оплата за проезд составляла 3,50 грн, на 50 копеек снизили цену.
«Войдя в салон маршрутки №230 (Крещатик - ул. Ирпенская), дал водителю три гривны и начал искать 50 копеек, чтобы добавить, а он говорит: «Не надо - садитесь», и показал на новый ценник - 3 грн. По его словам, снизить цену решил владелец маршрута», - рассказал киевлянин Василий Довгань.
Снизили цены и на маршрутах №5-к + 7 (ул. Чернобыльская - Владимирская) и №213 (метро «Петровка» - аэропорт «Киев»). И там, и там цена была снижена на 50 копеек и теперь составляет 3 грн.
С другой стороны, сами маршрутчики не рады такому событию: «Нам пришлось снизить цену из-за маршруток из области, которые забирают наших пассажиров, например, один из маршрутов, который идет в город из Боярки, стоит 3 гривны. Вот и демпингуем. Нам приходится выбирать: остаться без пассажиров снижать цену», - жалуется владелец маршрута Юрий Нестерчук"
Учтите, что цена в три с полтиной не является для киевских маршруток самой распространенной, в большинстве автобусов платят 2,50 или 3,00 грн. А есть и такие "Богданы", в которых проезд обойдется 1,50.
На фото i24.com.ua: в Киеве есть "Богданы", проезд в которых обойдется всего в 1,50 грн.
А еще в большинстве машин кондуктора отсутствуют, как "класс" и неоформленные на работу получатели черного нала. А в Мариуполе между тем с сентября самые-самые дешевые коммунальные автобусы возят нельготников за 2 гривни....
"Ну, так то ж столица!", - безнадежно махнет рукой иной мариупольский пассажир. А иной сравнит цены на бензин в столице Украины и столице Приазовья, стоимость техобслуживания маршруток, размер взяток-откатов, протяженность маршрутов и сделает свои выводы.
Один из них очевиден - в Мариуполе демпинговать не принято. Может, нет такой традиции, может, небезопасно для здоровья, а может просто теоретически невозможно по причине монополизма на рынке пассажирских перевозок?
Помнится, лет более 12 назад одни такие любители демпинга "завелись" на 24 или 124 маршруте со своими автобусами большой вместимости. История была громкая, имела резонанс в СМИ, а закончилась традиционно: выравниванием цены в большую сторону.
Не знаем, насколько развито стратегическое мышление у наших экономистов от транспорта, но с 1 июня цены на проезд практически на всех маршрутах подняли на целую гривню. Единственное известное нам исключение - 107 маршрут - где проезд с наступлением лета подорожал на 50 коп - на котором додумались таким образом сохранить клиентов.
Проезд в маршрутках дешевле мариупольского не только в Киеве, но и многих других городах страны. А в некоторых из них, Вы не поверите(!), есть прецеденты отмены решений властей о повышении цен в судебном порядке!
Об одной такой истории пишет "Львовская правда" (приводим текст с незначительными сокращениями):
"То, что цены на городские маршрутные перевозки определяют «с потолка» — у многих наших земляков не возникает сомнения. Жители города, которые пользуются этим видом общественного транспорта, считают, что горисполком, повышая стоимость проезда в маршрутках, действует прежде всего в интересах их владельцев. Кроме того, глава города делает это и вопреки законам нашего государства. Доказательством этого является последнее увеличение оплаты за проезд с двух до трех гривень, введенное по решению горисполкома № 295 от 28 апреля этого года, которое признал незаконным своим постановлением, провозглашенным 10 октября 2014 г., Галицкий районный суд (судья Городецкая Л. М.).
Само решение горисполком принимал при странных обстоятельствах, похожих на воровской «сходняк». Как рассказал на пресс-конференции житель города господин Твердохлеб, представителей общественности на заседание исполкома городского совета допустили без проблем. Председатель собрания, первый заместитель городского головы п. Олег Синютка, выслушал общественных активистов и согласился с необходимостью провести аудит проверки относительно обоснованности повышения цен на услуги перевозки пассажиров в городском автомобильном транспорте. Для этого необходимо было также восстановить билетный учет перевозки пассажиров. Следующее заседание исполкома запланировали провести через два месяца — в июле.
После этого было проведено голосование и принято решение. Однако за что именно голосовали члены исполкома — объявлено не было! Не огласили также и результатов голосования и того, какое именно решение приняли!
Как сообщает господин Твердохлеб, все обсуждение сводилось к согласованию членов исполкома с нашими предложениями отложить вопрос о подорожании проезда, пока не будет соответствующих выводов аудита. Поэтому горожане спокойно ушли из горсовета. Шоком для них стало обнародование на сайте городского совета информации о том, что горисполком голосовал и принял решение о повышении тарифов на проезд в маршрутках до трех гривень с первого мая этого года …
Оправившись от такого «кидалова», наши земляки обратились с иском в суд о признании противоправным и отмене этого решения. Выслушав аудиозапись заседания исполкома и показания свидетелей и их объяснения, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению. В своем вердикте судья Людмила Городецкая констатировала: «Признать противоправным и отменить решение исполнительного комитета Львовского городского совета от 28.04.2014 г. за № 295« Об установлении тарифа на услуги перевозки пассажиров в городском автомобильном транспорте ».
Начальник юридического отдела городского совета Гелена Пайонкевич прокомментировала: «С решением суда городской совет не соглашается и обратится с апелляционной жалобой на постановление Галицкого суда в суд высшей инстанции». Но это уже как раз икого не удивило".
Представить нечто подобное в Мариуполе достаточно трудно. На уровне исполкома противодействия повышению тарифов, похоже, не возникает никогда (о причинах будем только догадываться), на сессиях горсовета по этому поводу если и возмущаются, то одиночки (хотя сессия легко может поставить под сомнение решение исполкома). И, наконец, случаев обжалования таких решений в суде в новейшей истории Мариуполя не зафиксировано.
И еще штрих. Ряд организаций и общественных деятелей города профессионально борются за права пассажиров, дают им юридические советы, объясняют льготы, выступают с разъяснениями в электронных СМИ. Это, конечно, необходимо и помогает людям узнать и защитить свои права. Если повезет не стать жертвой рукоприкладства водителей или хамства кондукторов. При этом, покусывая мариупольский транспортный караван, никто их этих юристов и активистов почему-то не рискует пресечь на корню повышение тарифов, как незаконное и экономически немотивированное. Не подает в суд, не защищает конкретным шагом тысячи своих земляков, не пытается отменить решение, принятое во времена ДНР. Почему? То ли опыта и знаний не хватает, то ли не позволяет "объем роли", отведенной им властями в мариупольской клоунаде?.