Выборы осенью состоятся при любой погоде и, скорее всего, по новой системе, которую СМИ уже окрестили правовым ублюдком.
На позапрошлой неделе Верховная Рада сделала первый шаг к новым правилам местных выборов, приняв в первом чтении соответствующий закон. Времени действительно остается мало, поскольку выборы должны состояться 25 октября, а определиться с форматом надо до начала избирательной кампании, которая стартует за 90 дней до этой даты. Несмотря на то, что в парламенте было зарегистрировано четыре законопроекта на эту тему, больше шансов изначально было у проекта депутатов Денисенко-Попова-Чижмаря-Алексеева-Ледовских (№2831-3), авторы которого представляют все фракции коалиции, кроме «Взаимопомощи». Этот проект-победитель пользовался безусловной поддержкой Банковой. Ходили слухи, что реальным его создателем является председатель парламентского Комитета по вопросам правовой политики и бывший член ЦИК Руслан Князевич. Формальные авторы законопроекта не отрицают, что как минимум консультировались с ним, пишет "Украина молодая".
Знакомьтесь, номер 2831-3
Итак, что предлагает новый закон о местных выборах? Первое, самое главное и самое ожидаемое: два тура в выборах мэров городов. Для тех населенных пунктов, где количество жителей превышает 90000, голосование будет проходить по принципу «абсолютного большинства». Это - термин избирательного права, который означает, что за претендента должны отдать голоса более 50% участников голосования. Если такую «планку» кандидат взял, он может уже считать себя мэром. Если нет - будет происходить второй тур выборов.
Вторая важная новация. Мажоритарная система выборов в привычном для нас понимании останется только на выборах в сельских и поселковых советов. Для остальных органов местного самоуправления будет действовать пропорциональная система с открытыми списками. К критике этой системы вернемся позже. А пока - о том, по каким именно правилам мы будем выбирать депутатов областных, районных и городских советов.
Для примера возьмем Киев. Город будет разбит на 80 избирательных округов (это, кстати, новация номер три - количество депутатов любого горсовета не будет превышать 80 человек. Соответственно, столько же будет создано и округов). В каждом округе право баллотироваться получат исключительно выдвиженцы политических партий. Партий может быть сколько угодно, но кандидатов от каждой - только двое. Таким образом, избиратель получит бюллетень, где будут указаны названия партий и по две фамилии кандидатов от каждой.
Голосовать можно будет как только за партию, так за партию и ее кандидата. После закрытия избирательных участков начнется подсчет голосов, набранных каждой из политических сил-участниц гонки. Если партия преодолевает 5% (для блоков, которые также допущены к выборам, проходной барьер установлен на уровне 7%), один из двух ее кандидатов проходит в депутаты. Если нет - кандидат «пролетает», даже если его популярность на этом округе значительно выше, чем у соперников из других партий.
После того как определены победившей, руководство каждой начинает выстраивать свой собственный внутренний рейтинг. Здесь также без «сюрпризов» для кандидатов не обойдется. Не факт, что претендент, который, например, одержал блестящую победу на Оболони, будет представлять ее в Киевсовете. Если его однопартийцы с Троещины или Печерска показали лучший результат (а мест в этой партии всего лишь 7 или 8), в Киевсовете окажутся именно они. Это отнюдь не является справедливым по отношению к кандидатам-победителям на конкретных округах, однако закон выписан именно так.
Критика новых правил
В свое время заместитель председателя ЦИК Андрей Магера рассказывал «Украине молодой», каким он видит механизм голосования при введении пропорциональной системы с открытыми списками. «Представьте листок формата А5 - таким примерно мог бы быть избирательный бюллетень. Почему такой маленький? Там будут только две строки для заполнения. Первая строка будет называться так: «Поддерживаю кандидатов в народные депутаты Украины от политической партии ...», а после него будут стоять две ячейки, в которые следует вписать две цифры - порядковый номер партии, участвующей в выборах ».
«Вторая же строка означает, что избиратель имеет право дополнительно, факультативно отдать победу какому-то кандидату из списка политической партии. Строка так и будет называться: «Поддерживаю кандидата номер такой-то в списке политической партии...» - объяснял Магера.
Предложенная законопроектом 2831-3 система отличается от классической пропорциональной с открытыми списками тем, что выбор электората ограничен лишь двумя именами. Нигде в мире кандидатов не группируют попарно и не привязывают эти пары к конкретному округу. Поэтому это не пропорциональная система. В то же время она не является и чисто мажоритарной - у авторов закона вышел какой-то правовой ублюдок, и это очень большой, хотя и не единственный недостаток этого документа.
Следующий его недостаток в том, что отсутствует механизм выдвижения независимых кандидатов (самовыдвижение возможно только на уровне сельских или поселковых советов). Претенденты на мандат в местных советах должны быть привязаны к партиям или блокам. Кстати, и возвращение последних также подвергают критике.
Дело в том, что у больших политических субъектов (с более мощной и разветвленной сетью региональных представительств) значительно весомее шансы завоевать избирателя, чем у локальных небольших партий. Последние просто не «перекричат» своих больших соперников. При этом вряд ли Блок Порошенко или «Народный фронт» будут так же горячо принимать к сердцу местные проблемы, как какая-нибудь условная «Полтавская партия «За ремонт дорог».
В целом эксперты солидарны в том, что законопроект 2831-3 создает определенные преференции для крупных партий. И не только для них. Преференции созданы и для значительных по количеству местных советов: так, например, в Киевсовет соискателям мандата будет попасть даже легче, чем в представительный орган небольшого городка. Почему так? Это хорошо объясняет на конкретном примере Андрей Магера.
«Есть определенная математическая зависимость во время избирательной инженерии: чем меньшее количество депутатов избирается в состав местного совета, тем меньше репрезентативность, представительство избирателей депутатами в соответствующем совете. Стоит помнить, что есть такие маленькие города, как Угнев (на Львовщине), где проживает только 740 избирателей. По этому законопроекту, для этого города должно избираться всего-навсего 12 депутатов. Теперь считаем, сколько нужно партии голосов, чтобы провести хотя бы одного депутата. Получается примерно 8,33. Оказывается, фактический барьер там будет не 5%, а выше», - говорит Магера.
Кстати, чем ниже уровень представительства в той или иной местной раде, тем выше опасность коррупции. Ведь подкупить 12 депутатов (по крайней мере половину из них) проще, чем часть Киевсовета, которая будет состоять из 80 избранников. В связи с этим эксперты критикуют новый закон и за существенное сокращение (до 10 - это минимальное количество) представителей власти в местных советах.
И на последок
Но, возможно, все вышесказанное перевесит еще один существенный изъян закона 2831-3. Это - чисто психологический момент. Как объяснить избирателю, что кандидат, за которого он голосовал и который, судя по подсчету голосов, должен пройти в местные советы, вдруг оказался вне игры? Из-за того, что его партия не смогла дотянуть до желаемых 5% или из-за успеха более удачливого его однопартийца? Отсутствием глубокой разъяснительной работы по этому поводу можно совершенно подорвать доверие к внедряемой системе. И, возможно, именно такой и есть скрытая цель авторов закона - чтобы потом, когда их руки «дойдут» до переписывания правил парламентских выборов, никому не хотелось говорить о пропорциональной системе с открытыми списками.
Но с такими темпами работы, которые до сих пор демонстрировали народные депутаты, совсем не факт, что они успеют принять закон о местных выборах до их старта. До конца текущей сессии нардепы должны внести в закон все необходимые правки, касающийся изменений в Конституцию (а все избирательные новации затрагивают основы Основного закона), то их принимают в течение двух сессий. Но, даже если такое принятие состоится буквально в первых же числах сентября, до проведения выборов 25 октября будет оставаться месяц или полтора.
За это время «перестроить сознание» придется не только избирателям, но и членам избирательных комиссий и самим участникам гонки. Выборы, проведенные впопыхах, по определению не приведут к качественной «перезагрузке» власти. Впрочем винить в этом, кроме самих себя, народным депутатам некого. Договоренность об изменении избирательной системы была прописана еще в коалиционном соглашении, принятом более чем полгода назад. Времени для того, чтобы выполнить этот его пункт, было достаточно. Другое дело, если просто не хватило желания.
ЦИТАТА: "Предложенная законопроектом 2831-3 система отличается от классической пропорциональной с открытыми списками тем, что выбор электората ограничен лишь двумя именами. Поэтому это не пропорциональная система. В то же время она не является и чисто мажоритарной - у авторов закона вышел какой-то правовой ублюдок, и это очень большой, хотя и не единственный недостаток этого документа".