Власть вполне может изначально заставить перевозчиков играть по правилам, но почему-то не хочет.
"Средства у нас есть, у нас ума не хватает"
(Из мультфильма)
Тема транспортных льгот для Мариуполя является хронической. Нет, в трамваях и троллейбусах все в норме, законы соблюдаются, а льготный люд перевозится без проблем и в неограниченном количестве, не взирая на убытки. Проблемы в столице Приазовья с маршрутками, то есть с транспортом не коммунальным, а частным и на первый взгляд в плане обеспечения льгот мало контролируемом местными властями. Впрочем, эта ограниченность контроля обманчива, ведь средства и весьма действенные для того, чтобы заставить перевозчиков играть по ее правилам, у местной власти есть. Но обо всем по порядку.
То, что проезд в мариупольских маршрутках сегодня один из самых дорогих в стране - факт общеизвестный. Калькуляцией заниматься сейчас не будем, скажем только, что решение о последнем повышении тарифов почему-то принималось, в аккурат, в то время, когда в столице Приазовья вольготно себя чувствовала "ДНР".
Казалось бы, на месте перевозчиков: вози пассажиров по 4 гривни, стриги купоны и радуйся. Только для приличия соблюдай законы, льготы там всякие. Но со льготами в Мариуполе всегда была напряженка. Точнее, с их обеспечением на транспорте. То инвалиды в суде боролись за гарантированное право на бесплатный проезд и потом с этим судебным решением, как с удостоверением, отстаивали его перед очередной хамкой-кондуктором. То детям войны приходилось воевать за свое право на бесплатный проезд. В принципе, все сводилось к тому, что льготники за свои права боролись, а перевозчики (тоже не дураки) доказывали, что и рады бы их обеспечить, но компенсацию из госбюджета не получают. А потому исполнить закон не могут, иначе пойдут с сумой по родному Приазовью или будут сидеть на паперти, а не владеть "Богданами" и прочими средствами передвижения. Как правило, в конце концов, либо перевозчиков убеждали пойти на какие-то временные послабления, либо (что случалось гораздо чаще) во всем оставалось виновато абстрактное государство, которое денег не дает, монетизацию проводить не намерено и вообще полезно только тем, что на него постоянно можно переводить стрелки.
Нынешней осенью на бедные (или все-таки не бедные?) головы перевозчиков свалилась еще одна напасть. О своих правах на льготы в маршрутках заявили еще и студенты. Перевозчики по традиции вновь сослались на отсутствие компенсаций на покрытие льготы, которую они, кстати, особо предоставлять не спешили. Студенты, а точнее организации, представляющие их интересы, не успокоились. Тема очередной льготы, не соблюдаемой в столице Приазовья, обрела актуальность как раз в преддверии парламентских выборов. Конечно, это чистая случайность, тем более, что некоторые хронические общественники и после дня голосования продолжают на ней пиариться, борясь за права учащейся в вузах молодежи.
Но не будем анализировать амбиции отдельных деятелей, а также искать тех, кому в действительности выгодно именно сейчас усиливать социальную напряженность в прифронтовом городе. Речь сейчас о другом - о том, что студенты таки имеют право на льготный проезд.
Что же делает в этой ситуации городская власть для решения проблемы? Она, скажем так, дистанцируется, сохраняя лицо и подавая хороший пример. В конце ноября, перед очередной акцией неудовлетворенных льготников, проходит заседание исполкома горсовета, на котором студентам срочно идут навстречу. Правда, не в плане проезда на маршрутках, а в облегчении вояжей на трамваях и троллейбусах. Понижают в несколько раз стоимость студенческого проездного и даже обещают с января предварительную продажу билетиков на горэлектронтранспорт со скидкой!
И все это только для того, чтобы пробудить совесть владельцев маршруток и побудить их взять пример с городской власти и тоже предоставить льготу студентам.
Остается добавить, что на предыдущем исполкоме городской голова, согласно сообщениям СМИ, уже проанонсировал возможное повышение цен в трамваях и троллейбусах с 1,50 до 2,00 грн. Что, видимо, должно как-то компенсировать появление новой категории льготников в ТТУ?
Это при том, что как показал очередной опрос сайта i24.com.ua, больше всего - 36 % - его участников считают повышение стоимости проезда в трамваях и троллейбусах бессмысленным по той причине, что коммунальный транспорт у нас перевозит в подавляющем большинстве пассажиров, которые за проезд не платят.
Но вернемся к маршруткам. Получается, городская власть у нас может только давать разрешения на повышение стоимости проезда, а вот принудить к исполнению льготы может только ярким собственным примером? Примером, который будет обязательно освещен в СМИ, но вовсе не обязательно должен найти последователей. Неужели нет других средств решения вопроса?
По-нашему мнению средство имеется. Вообще-то, перевозчиков на мариупольских маршрутах определяют путем тендеров-конкурсов, проводящихся ежегодно. И перевозчики эту переаттестацию проходят регулярно. Как можно прописать условия тендеров (от конкурса на приобретение лампочек для бюджетной организации до аукциона по продаже крупного промышленного предприятия) общеизвестно. И думается, что много ума для того, чтобы обязать победившего на тендере товарища перевозить ту или иную категорию льготников, не требуется...